Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

Исправление имён

  • 10 Мар, 2009 at 3:58 PM
С двумя мечами
Цзы-лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению[государством]. Что вы сделаете прежде всего?» Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имён …Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться то ритуал и музыка не процветают, наказания не проявляются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не может быть ничего неправильного».

Конфуций, «Лунь юй», гл.13(3) «Цзы-лу».

              Поводом к написанию данного текста послужил термин «советская империя», встречаемый чем дальше, тем чаще.
              Ну что ж… Как говаривал известный герой известного фильма: пойдем простым логическим ходом, для чего определим некий «джентльменский набор» тех элементов, что империям присущи, в связи с чем, а также переходя от общего к частному получим, что империя, это:

- Веротерпимость. Данный тезис характерен для всех империй: в древнеперсидской державе Ахеменидов официальный зороастризм, которому покровительствовал сам Дарий I, никоим образом не препятствовал к примеру египтянам, входившим в состав древнеперсидской державы, отправлять культ Осириса или Амона-Ра. Римляне с их Луперкалиями тоже весьма терпимо относились к верованиям других народов, населявших империю, - даже проповедь христианского вероучения не вызывала у них на первых порах нареканий, ну а прямое заимствование римлянами греческой мифологии с ее культами богов-Олимпийцев, общеизвестно.
           До начала гонений на первых христиан единственным, пожалуй, случаем проявления религиозной нетерпимости в Римской империи были притеснения иудеев, чьи монотеистические взгляды шли вразрез с римской традицией возвеличивания императоров, что выражалось в повсеместной установке их монументальных изображений, - бюстов и статуй, в чем иудеи усматривали идолопоклонство.
           Если не считать гонений на исмаилитов (прежде всего его низаритской ветви, последователи которой более известны под именем «ассасины»), - что, к слову сказать, имело сугубо политическую, но никак не религиозную основу, веротерпимыми следует признать и монголов. К примеру на территории тех же южнорусских княжеств духовенство они не только не преследовали, - напротив, карали за хулу на священников и вообще на православие, при этом сами в массе своей придерживались тенгрианства и прочих традиционных верований.
          Даже правоверные сунниты османы – и те находили в вопросах веры контакт хоть с христианами, хоть с иранскими огнепоклонниками, ибо сказано в Коране «да не будет принуждения в вере» (Коран, 2:256). Насильственное обращение в ислам в Османском империи присутствовало (как в случаях с теми же янычарами), но не было при этом явлением массовым.
           Весьма терпимым в религиозном отношении была и позиция англичан по отношению к народам, населявшим Британскую колониальную империю: в той же Индии, к примеру, они никоим образом не препятствовали ни индусам ни мусульманам молиться и отправлять свои религиозные культы так, как они привыкли. Что касается религиозной подоплеки восстания сипаев, - ее следует признать следствием незнания колонизаторами основ как индуизма, так и ислама, но никак не связывать с ущемлением принципа свободы совести1.
            Тем не менее, при всех приведенных доводах следует признать, что в основе терпимого отношения империй в конфессиональных вопросах лежит отнюдь не какое-то особое их расположение к вопросам культа, не забота о религиозных чувствах верующих, но только и исключительно голый прагматизм, основанный на стремлении противопоставления народов, населяющих империю (прежде всего – колонии), где конфессиональный признак играет не последнюю роль, что, в свою очередь, служит целям их разобщения.          

- Преференции для титульной нации. И это наличествует в империях повсеместно, при этом стоит учесть, что преференции эти имеют завоеватели, составляющие, как правило, ее этническое ядро2: из представителей титульной нации (во всяком случае – на первых порах) комплектуется армия3 (в особенности высший командный состав), в собственно имперский период – гвардия4, они имеют существенные привилегии при занятии государственных должностей, при получении престижного образования, зачастую - существенные налоговые льготы (либо ее представители вовсе освобождены от налогообложения), из их числа формируется высший управленческий аппарат как в метрополии, так и на покоренных территориях. Повсюду находим мы тому подтверждения: в древнеперсидской державе представители покоренных народов хоть и имели собственных вождей, но высшая власть в сатрапии так или иначе принадлежала, как бы мы теперь сказали, «представителям федерального центра»5, особенности налоговой политики империи Ахеменидов были заложены ещё со времен Кира и Камбиза, - там каждая сатрапия ежегодно уплачивала два налога: один — золотом и серебром, другой — натурой. Благодаря первому в казначействе персидских царей накапливались громадные богатства в слитках, второй шёл на содержание царского двора, на жалованье сатрапам, должностным лицам, а также на содержание армии6, от уплаты податей и прочих налоговых платежей, как нетрудно догадаться, была освобождена лишь сама метрополия, ограничиваясь добровольными приношениями.
              В Римских провинциях управленческий аппарат «из местных» тоже наличествовал (вроде печально-известного царя Ирода I в Иудее, получившего, к слову, иудейский престол по решению римского сената), тем не менее реальная власть в провинциях принадлежала римскому наместнику – магистрату, а в незначительных областях, относившимися к разряду императорских провинций (вроде Каппадокии или той же Иудеи) – прокуратору, но и тот и другой непременно относились к категории римских граждан, принадлежа как минимум к сословию всадников.
            Сходная ситуация наблюдается и в Британской империи, где назначение губернатора (либо генерал-губернатора, не говоря уж о вице-королях Индии или Ирландии) являлось прерогативой британской Короны и производилось ею из числа представителей британской аристократии7.

   - Divide et impera («разделяй и властвуй»), - как принцип государственной власти, при котором поддерживается и культивируется разжигание вражды между различными частями империи и народами, ее населяющими. Увы, и это повсеместно: от персов до колониальных империй, доживших до второй половины XX в. представители правящих верхов заставляли враждовать одно племя с другим, чтобы поддержать контроль над их территориями с минимальным числом имперских сил. В той же Британской империи Корона на протяжении столетий целенаправленно вбивала клин между католиками-ирландцами и протестантами-англичанами, а на территории Индии для этих же целей поддерживало и политическую раздробленность страны (более 600 феодальных княжеств), и почти полное отсутствие экономических связей между ними, и кастовую систему со всеми ее запретами и ограничениями, при всем при этом активно натравливая одно княжество на другое, что вполне вписывалось в вышеприведенный принцип.

- Наличие колоний и их целенаправленный грабеж. Проще говоря термин «империя» в любом случае предполагает наличие двух взаимосвязанных понятий, - метрополии и колоний, последние, впрочем, могут именоваться по-разному: сатрапии, доминионы, провинции и т.д. По линии противопоставления колонии-метрополия и проходит тот условный водораздел, что отличает империю от государств иных типов.
            Колонии приобретаются империей главным образом посредствам завоеваний, что в случае успеха военной кампании и обеспечивает условия подчиненности колоний метрополиям. Подчиненность эта проявляется не только в административном, но и в материальном и в политическом планах: в колониях идет насаждение имперской администрации, происходит смена налоговой, судебной и финансовой системы, колонии являются источником дешевой (во многих случаях, - как к примеру в Римской империи, и вовсе даровой) рабочей силы, из колоний в метрополию вывозятся произведения искусства, ее природные богатства, прочие ценности. Следует ещё заметить, что грабеж предполагает не один лишь вывоз из колоний в метрополию всего и вся, но также (в особенности с нового и новейшего времени) создание в экономике таких правил игры, при которой национальные (традиционные) колониальные производства третируются и подавляются, в то время как для товаров, произведенных в метрополии, - напротив, открываются все двери. Итогом подобной политики становится превращение колоний в сырьевые придатки метрополий: «Ни одного гвоздя не позволим сделать в колониях» - так выразил эту идею в отношении североамериканских владений Великобритании лорд Чатам – тогдашний глава английского правительства. Принятие Акта о гербовом сборе, законы 1767 года (в числе которых были законы с говорящими названиями, вроде «Шляпного закона» - о запрете беспошлинного производства шляп), или печально-известный «Чайный закон» 1773 года, вызвавший бурю возмущения колонистов и вылившийся в итоге в т.н. «Бостонское чаепитие» - всё это отголоски подобного подхода.
              Или британское владычество в Индии, описанию которого К.Маркс посвятил свою одноименную работу8, - материал, дающий возможность оценить деятельность английских колонизаторов в этом «любимом алмазе в короне Её Величества»: основной задачей в первые годы существования Ост-Индской компании, для выполнения которой она была создана, являлась доставка индийских промышленных товаров, текстиля и т. п., а также специй и других аналогичных товаров с Востока в Европу, где на них существовал большой спрос. С развитием в Англии техники промышленного производства там появился новый класс промышленных капиталистов, потребовавших изменения этой политики. Английский рынок должен был закрыться для индийских товаров, а индийский - открыться для английских готовых изделий. Английский парламент под влиянием этого нового класса начал проявлять большой интерес к Индии и к деятельности Ост-Индской компании. Прежде всего индийским товарам был закрыт доступ в Англию в законодательном порядке, и поскольку Ост-Индская компания имела монополию на экспорт из Индии, то это ограничение повлияло и на другие внешние рынки. За этим последовали энергичные попытки ограничить и задушить индийскую промышленность с помощью различных мероприятий и внутренних пошлин, которые препятствовали циркуляции индийских товаров даже внутри страны. Тем временем английские товары могли свободно ввозиться в Индию. Текстильное производство Индии пришло в полный упадок, что затронуло огромное количество ткачей и ремесленников. Этот процесс протекал быстро в Бенгалии и Бихаре, а в других областях развивался постепенно, по мере распространения английского владычества и постройки железных дорог. Он продолжался в течение всего девятнадцатого столетия, разрушая также и другие старые отрасли промышленности: судостроение, металлообработку, стеклодувную, бумажную промышленность и многие ремёсла. Итогом данной политики колонизаторов стало массовое обнищание местного населения, невероятных размеров безработица, как следствие – голод, болезни и высокая смертность9, о которой генерал-губернатор Индии лорд Бентинк докладывал в 1834 году: «Бедствию этому едва ли найдётся аналогия в истории торговли. Равнины Индии усеяны костями ткачей».
             В результате подобной политики Индия была вынуждена перепрофилировать свою экономику, перейдя на производство экспортных тропических товаров - того же чая или кофе, требующих безумно большого количества живого труда по нищенским расценкам, таким образом Индия превратилась в аграрную колонию индустриальной Англии, поставлявшую сырьё и обеспечивавшую рынок сбыта для английских промышленных товаров. Действуя в Индии подобным образом, британские колонизаторы произвели тем самым «величайшую и, надо сказать правду, единственную социальную революцию, пережитую когда-либо Азией»10.  
             При подобном подходе стоит ли удивляться тому факту, что районы Индии, которые дольше всего находились под властью англичан, теперь самые бедные: Бенгалия, несомненно, была очень богатой и цветущей провинцией до прихода англичан. Возможно, существует много причин, объясняющих эти контрасты и особенности. Но нельзя закрывать глаза на тот факт, что Бенгалия, некогда столь богатая и цветущая, после 187 лет английского владычества, сопровождавшегося, как нас заверяют, энергичными попытками со стороны англичан улучшить условия жизни и научить народ искусству самоуправления, теперь представляет собой жалкую массу нищих, голодных и вымирающих людей.
             Резюмируя сказанное по разделу, можно отметить, что метрополия высасывает из провинций все соки, дабы жиреть самой: природа империй такова, чтоб получать из колоний множество различных благ и богатств для себя, немало не заботясь при этом об интересах населения колоний. Для этих целей она (империя) не останавливается ни перед чем, - ее не страшат ни голод, ни высочайшая смертность, ни почти поголовная безграмотность и нищета народов, населяющих колонии, а для того, чтобы держать покоренное население в узде, используются все методы – от искусственного поддержания религиозных предрассудков и ксенофобии, до прямого военного диктата.

             …а что у нас?

            
- Веротерпимость. Хотя формально гражданам СССР свобода совести и гарантировалась конституционно11, с веротерпимостью в имперском значении в Советском Союзе всегда были большие проблемы, уже хотя бы потому, что государственная религия как таковая в Стране Советов отсутствовала, напротив – провозглашались атеизм, диалектический материализм и материалистическая диалектика, а место религии в государстве занимала идеология. Причем лишь одна идеология имела право на жизнь - марксизм-ленинизм12, она же повсеместно и проповедовалась и культивировалась. Что касается собственно религии, то она и де-юре13 и де-факто была отделена от государства, а вот предусмотренный Конституцией СССР (1977 г.) запрет на возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями – чистая правда: за весь период существования СССР аналогов армянской трагедии в Турции (1915 г.) мы не найдём. Что до отношения верхов к вопросам культа и его отправления для членов партии, в особенности для руководителей хоть республиканского, хоть бы даже Гор-, Рай- и т.д. исполкомов, не говоря уж о руководителях партии и государства общесоюзного значения – представить, к примеру, секретаря какого-нибудь Обкома партии стоящим в храме и осеняющим себя крестным знамением, - простите, - моего воображения на это не хватает, да и сам подобный бедолага, будучи уличен в подобном действии, рисковал нарваться на оргвыводы, а то и с партбилетом расстаться. Объяснялось это весьма просто - общим отношением марксистско-ленинской идеологии к религии вообще, что было выражено ещё самим основателем советского государства в его знаменитом тезисе о религии как об опиуме народа.  

-   Преференции для титульной нации. В СССР не было совсем (если считать титульной нацией русских), что нашло даже свое конституционное закрепление14, кроме того и в ЦК КПСС, и в его Политбюро, и в Совмине СССР имелось большое, а в ЦК партий Союзных Республик – подавляющее, количество представителей этносов, не относящихся к «имперскому»: и азербайджанец Алиев (Гейдар Алиевич) и белорус Громыко (Андрей Андреевич) и армянин Микоян (Анастас Иванович) и грузин Георгадзе (Михаил Порфирьевич) не удивляли там никого. Даже представители нетитульной нации на высшем государственном посту Генсека ЦК (украинец Хрущев и грузин (осетин?) Сталин) – и те не вызывали у советского человека никакого шока, а засилье тех же украинцев в советской армии (в том числе на высших командных постах) и вовсе нашло беззлобный выход даже в фольклористике тех времен (прежде всего – анекдотах).

- «Разделяй и властвуй» тоже не есть примета советского периода. Напротив, - на примере СССР мы наблюдаем совершенно иную тенденцию, - тенденцию к объединению как на уровне государственного устройства (при сохранении широких прав Союзных Республик – формально каждая из них суверенное государство15 с правом свободного выхода из Союза16), так и на уровне межэтническом.
               Первая тенденция проявила себя уже при образовании СССР: с начала 20-х годов XX в. проблема легитимирования новой власти единого государства оказалась решенной. Старая легитимность базировалась на традиционно имперском начале, скрепленном личностью императора как помазанника Божия. Новая легитимность была иной: идея империи, основанной на указанных принципах к тому времени никаких шансов на успех не имела, в особенности в условиях, когда право наций на самоопределение вплоть до полного отделения было провозглашено на самом высоком уровне. Нужен был новый подход, и он был найден, что весьма тонко почувствовал безымянный участник XI съезда РКП(б), чей возглас с места, зафиксированный протоколом работы съезда в ответ на жалобы украинского представителя возродить при создании нового государства прежнюю «единую и неделимую», звучал, как: «Единая и неделимая Партия!». Всё верно, - ведь при наличии партии, базирующейся на общих для всей организации идеологии и организационных принципах, способ объединения республик в историческом масштабе был относительно неважен, если конечно соблюдалось главное правило: существование однопартийной политической системы, при которой именно эта самая партия является ядром его политической системы, его руководящей и направляющей силой17
                Всё это понимал и Ленин, - вот почему он воспротивился сталинскому плану автономизации, предполагавшему формальное встраивание в состав РСФСР Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана. В итоге победы федералистов во главе с Лениным, была признана необходимость заключения договора об объединении РСФСР с образовавшейся закавказской федерацией – ЗСФСР, а также с УССР и БССР. Новое государство первоначально даже предполагалось назвать Союз Советских Республик Европы и Азии, указывая тем самым на возможность не только права государств на свободный выход из Союза, но и, при успехах социалистического строительства, на право вступления в него для других государств. Тем не менее 30.12.1922 г. новое государство получило всем хорошо знакомое название – СССР.
               Вторая тенденция имеет отношение к вопросам межэтнического устройства советского государства: если империи традиционно занимаются противопоставлением одного этноса другим, выпячивая их различия с целью сыграть на межэтнических противоречиях, активно используя конструкцию «свой – чужой», а также претворяя в жизнь идею ксенофобии, в Советском Союзе все эти факторы тщательнейшим образом сглаживались и нивелировались, что нашло свое отражение в произнесенном Н.С. Хрущевым с трибуны XXII съезда КПСС (1961 г.) тезисе: «В СССР сложилась новая историческая общность людей разных национальностей, имеющих общие характерные черты – советский народ», впоследствии нашедшем отражение в Конституции СССР 1977 года: «Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различии между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР»18.
               Не выдерживает критики и идея поддержания разобщенности государства с целью продвижения в «колонии» товаров, произведенных в «метрополии». Не выдерживает и потому, что на уровне Основного Закона советского государства данный принцип был закреплен совершенно иначе, - через указание на то, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны19. Данная идея нашла свое отражение и в реальных делах: именно так, с целью создать экономическую связку между различными республиками, входящими в Союз, в Союзных Республиках сперва создавались новые производства, новые промышленные предприятия (к примеру – украинский металлургический гигант «Криврожсталь», украинский же ДнепроГЭС, или армянский ЕрАЗ) и даже целые отрасли, а впоследствии произведенные в одной части Союза изделия входили в состав готового продукта, произведенного в другой республике: именно таким путем электрические конденсаторы армянского производства попадали в электротехнические изделия, производимые на предприятии «ВЭФ» (Латвия) или на белорусский «Амфитон», и потому, что СССР жил преимущественно в условиях экономического автаркизма, где импорт проходил главным образом через взаимоотношения в рамках СЭВ, в связи с чем основное потребление на территории страны приходилось на товары собственно советского производства, т.е. и в Москве и в Ташкенте продавались главным образом одни и те же товары, являвшиеся плодом вышеуказанной общесоюзной интеграции, в связи с чем вести речь о сбыте в «колонии» товаров, произведенных в метрополии, попросту некорректно.

- Колонии и их ограбление. Тут сразу два вопроса: что считать колониями СССР и что понимать под их ограблением? Понимать ли под ними страны Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки (Куба) или вообще - все страны социалистического лагеря, за исключением КНР и СФРЮ, или считая СССР  продолжением Российской империи, рассматривать в качестве его колоний Союзные республики?
            Оба варианта на поверку оказываются ущербными, ибо если оставить в стороне свидомитский тезис о том, что москали зъили наше сало, приходится признать, что Центр в эти самые «колонии» всё больше вкладывал, а не брал оттуда: ни для кого, в общем, не секрет, что и продовольственное снабжение и рынок промтоваров в национальных окраинах СССР были лучше, чем в РСФСР, а в страны Восточной Европы был проложен нефтепровод «Дружба», о котором ещё с момента его постройки в 60-е годы, ходила такая вот шутка, что-де название у того нефтепровода говорящее: мол отдаем мы братьям по соцлагерю ту нефть так, по дружбе, и улетает она от нас в трубу. А ещё был знаменитый магистральный экспортный газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород», соединявший газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе, и снабжавший (снабжающий до сих пор!) их ещё и газом.
                Шутки шутками, но цена на ту нефть и на тот газ для братских социалистических стран (не говоря уж про Союзные республики, где цены на них не отличались от тех, что имели потребители в России) и в самом деле были плевыми, а вот оплата за их ширпотреб производилась Советским Союзом практически по мировым ценам. Да, в СССР с его массовым дефицитом всего и вся ценились польский трикотаж, чехословацкая посуда, или консервированные продукты производства ВНР, про табачные изделия болгарского производства я и вовсе деликатно промолчу, меж тем замечу, что в СССР продавались они повсеместно… все верно. Непонятно здесь другое: природные богатства, - невоспроизводимый, замечу, ресурс, с таким трудом добывавшиеся в нашей стране, передавались братьям по соцлагерю за копейки, а их товары приобретались Советским Союзом за реальные деньги. И кто здесь кого ограбил, где здесь колониальные отношения? Не следует забывать также об экономических взаимоотношениях стран, входящих в мировую систему социализма и являвшихся членами СЭВ, ведь деятельность этой организации имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз, - и всё вот это - колониальные отношения?
            Резюмируя сказанное по разделу, отмечу, что даже по набору формальных признаков считать СССР империей, нельзя, да и потом: наличие элементов формального сходства не передает сути явления, а значит, следуя завету Конфуция, в вопросе о «советской империи» пора менять имена. Давно пора, я так считаю, хоть бы даже с точки зрения Истины, пускай и в ее метафизическом значении.
___________________________________________________
1Формальное начало восстания сипаев было спровоцировано оскорбление религиозных чувств восставших: новейшая винтовка Энфилда с капсюльным замком снабжалась патронами, обмотанными пропитанной салом бумагой. Во время зарядки обмотку патрона надлежало скусывать, в то время как в индуизме запрещено питаться мясом коров, а в исламе свинья — нечистое животное. Когда британцы осознали свою ошибку, было уже поздно. Хотя подразделения сипаев специально комплектовались по смешанному признаку, это не помешало сговору мусульман и индусов.
2Имеются, впрочем, и исключения, к примеру монголы династии Юань в Китае, при которой даже высшие государственные должности порою замещались инородцами, - достаточно вспомнить киданина Елюй Чуцая, занимавшего таковые при Чингисхане и Угэдее. Ибо «можно завоевать государство, сидя в седле, но нельзя управлять государством из седла».
3Исключением из данного правила следует признать турецких янычар, первоначально набираемых исключительно из числа немусульманских народов Османской империи в рамках т.н. девширме (налог кровью).
 4В монгольской империи личная гвардия монгольского хана (кешиктены) формировалась следующим образом: «К сему повелению следовал указ государя Чингис-хана относительно избрания и пополнения кешиктенов: "Объявляем во всеобщее сведение по всем тысячам о нижеследующем. При составлении для нас корпуса кешиктенов надлежит пополнять таковой сыновьями нойонов-темников, тысячников и сотников, а также сыновьями людей свободного состояния, достойных при этом состоять при нас как по своим способностям, так и по выдающейся физической силе и крепости». Сокровенное сказание монголов § 224. Привилегированное положение гвардии заключалось в том, что любой кешиктен был по рангу на одну ступень выше воина или командира того же чина из простых армейских частей.
5После реформ Дария I в провинциях (сатрапиях) персидской державы был введен принцип разделения властей: во главе каждой сатрапии стоял начальник гражданского и финансового управления (сатрап), главной обязанностью которого было наблюдение за правильным поступлением податей и налогов и за возделыванием земли; царский секретарь, - через которого сатрап получал приказания царя; и командующий войсками, получавший приказания непосредственно от царя. Ежегодно и даже чаще страну объезжали особые инспекторы («глаза и уши царя»), ревизовавшие сатрапии с уполномочием вводить реформы и даже удалять сатрапов от должности.
6Египет, например, поставлял хлеб, Киликия — лошадей, Мидия — лошадей, мулов и рогатый скот, Армения — жеребят, Эфиопия — чёрное дерево и слоновую кость.
7Следует при этом отметить, что до подавления восстания сипаев в 1858 г., Индия управлялась силами Британской Ост-Индской торговой компании, после подавления этого восстания прямой административный контроль над Индией, в т.ч. назначение губернатора Индии, было передано от компании британскому монарху.
8К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 9, с.130-136.
9Результатом принудительного прикрепления сотен тысяч бенгальских ремесленников к факториям Британской Ост-Индской торговой компании, обусловленного монополизацией ею внешней торговли Бенгалии, стал резкий рост налогового бремени, ставшего в свою очередь причиной страшного голода 1769-1770 гг., во время которого погибло от 7 до 10 миллионов бенгальцев. В 1780 -1790-х годах голод в Бенгалии повторился, погибло ещё несколько миллионов человек (Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. 1979. История Индии. М.; Губер А., Хейфец А. 1961. Новая история стран зарубежного Востока. М.).
10К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 9, с. 135.
11Конституция СССР (1977 г.), ст.52
12Там же, ст.6
13Там же, ст.52
14Там же, ст.ст.34, 36
15Там же, ст.76
16 Там же, ст.72
17 Там же, ст.6
18 Там же, ст.19
19 Там же, ст.16

Comments

( 94 лясы заточено — Заточить лясу )
[info]maxim_akimov wrote:
10 Мар, 2009 15:25 (UTC)
Прочитал. И, как кажется, довольно внимательно. Согласен разумеется с общим выводом, но в той части, что Союз ССР не империя (подобная Британской, или Османской). В более детальном разрезе, пожалуй, несколько не соглашусь.
В чем дело:
Если мы говорим об исправлении имен (слов как терминов), то оговорюсь сразу, что я очень четко разделяю термин "колониальная имеперия (Нового времени)" и термин "империя" (пускай применительно к эллинским владениям и реалиям иных древних государств). Более того, к самому понятию "империя" я отношусь скорее с симпатией, в то время как Британскую империю не считаю подпадающей под этот термин. То есть согласиться в этом случае могу лишь на "колониальную державу". И разница качественная!

Как кажется, империя есть одна из двух крайностей, то есть на противоположном полюсе первобытное состояние (к которому я отношусь с большой симпатией, интересом, и считаю людей, сумевших его сохранить очень и очень интересными и ни в коем случае не "отсталыми" или "примитивными") однако настоящая Империя, (если она таковой действительно является) несет крйнюю противоположность, она всякий раз как бы осуществляет прорыв в "цивилизованность" (можно спорить что это есть, нужно ли это вообще, но что феномен этот существует, и что сегодняшний мир создан в империях думаю бесспорно). Хотя, наверное, здесь я немного отклонился, мысль же моя состояла в том, что истинные империи всё же несут в себе (пускай и отложенный и не всегда ощутимый современниками) гуманитарный (и гуманистический?) рывок, как шаг к пргрессу (и здесь не только видимый разрез, но и накручено с три короба философских разностей).

Кроме того, сейчас я решил взглянуть на то, какие же ещё признаки империй можно найти у историков и политологов, их (признаков) не так много, но гуманитарии разумеется не едины, тем не менее, говорить в отрицательной плоскости об империях всё же не очень справедливо, как кажется. Это из разряда архисложных дилемм (как реформы Петра. К примеру для современников он были чистый ад, а после смерти реформатора - прогресс (и довольно бурный)).

То есть к чему я веду, по моим умозаключениям Союз ССР империей всё же был, причем одной из немногих (в отличие от Турции и прочих "империй великих моголов" и британцев). И набор классических имперских атрибутов весь на лицо: наличие мощной армии (и полиции), сильное внешнеполитическое влияние, мощная национальная идея, либо идеология, высокая лояльность населения, экспансивность, но самое главное претензии на всеобщность и способность предложить глобальный проект!

Теперь скажу, что гуманитарное значение Союза очень недооценивается (между тем его трудно переоценить), хотя в этом мы пожалуй едины.
Так вот думаю, что нестыковка, вернее тот момент когда нас коробит словосочетание "Советская империя" идет оттого, что словом этим ("империя") называли совсем не то, в частности Британскую (грабительскую) колниальную державу, Турцию, Орду и почее, в результате сложился негативный шлейф восприятия, в то время как настоящими империями они не были, имперского значения не имели. К примеру того которое имел Рим, создавший особый вариант человеского существования, Греция (без комментариев!!!), та же Персида, о чьем занчении сейчас забыто. Или Союз, давший человечеству возможность выхода в космос. Пытались многие он был первым..., и остается первым.
Думаю он - величайшая империя и встанет в один ряд с античными "имперями", но никак не с колониальными державами.
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 05:35 (UTC)
Для начала вот это: эпиграф был выбран мною не случайно, - дело в том, что ответ Учителя не только глубоко философичен, но ещё и весьма ироничен. Ирония тут заключается в том, что прибывший к Конфуцию Цзы-лу служил у правителя царства Вэй Чу Гун-чжэ. Насмешка же Конфуция состояла в том, что вышеупомянутый правитель (Чу Гун-чжэ) законным правителем в своем царстве не был, поскольку управление царством Вэй завещалось его законным правителем - Лин-гуном, не Чу Гун-чжэ, а своему сыну Ину. Т.е. при вхождении на вэйский престол Чу Гун-чжэ дейстствовал не в соответствии с ритуалом, не соблюл традицию престолонаследия, а раз так - то какой-же он правитель? Или наоборот: именно Чу Гун-чжэ и есть правитель, но тогда надобно "менять имена" в отношении тех, кто действовал в соответствии с установленными традициями. Но это к слову, хотя с тем, что я скажу ниже это связано, пусть и опосредованно. Итак: во-первых империя - в любом случае государство, а значит всё, что присуще государству, присуще и империям, - т.е. и в том и в другом случае имеется и армия, и организация (организации) исполняющая полицейские функции, имеется территория в пределах неких границ, налоговая система и т.д. Меж тем весь этот набор признаков не дает оснований отграничить империю от просто государства, следовательно необходимо определить некие "уникальные" факторы, характерные именно для империй. Таковым фактором являются колонии, причем колонии, за счет которых живет сама метрополия. В СССР же мы наблюдаем совершенно обратную картину, - я уже написал в тексте, что и снабжение, а зачастую и уровень жизни в национальных республиках (например - Прибалтика) был выше (иногда - значительно) именно там, чем в РСФСР, которую мы условно принимаем за метрополию. Простите - но такое положение для империй - нонсенс! Ну или приходится принять в качестве аргумента довод, что проклятые большевистские орды врывались в мирные города и села, а после их набега там оставались промышленные предприятия, школы, больницы, библиотеки и т.д.
Ещё момент, с которым не соглашусь: понятия "цивилизация" и "империя" не только не тождественны, но и не взаимосвязаны, уже просто потому, что термин "цивилизация" предполагает иной набор доминант, чем термин "империя". Кроме того империи зачастую признают ценность лишь одной цивилизации и одной культуры - своей собственной: великий Рим уничтожил не менее великий Карфаген, Испания покончила с цивилизацией ацтеков и инков... ещё примеров?
Несколько от лукавого считаю выделение из понятия "империя" некоего подвида "колониальные", простите, а каковы в таком случае все остальные - неколониальные? В империях так не бывает, а уж о том, расположены ли те колонии компактно (Российская империя, Древнеперсидская держава, империя монголов и т.д.) или отдельные ее части отделены от метрополии морями и океанами - не суть важно, вследствие чего понятие "колониальная империя" готов принять как условный термин, ибо ключевое понятие тут - все же "империя", предполагающее наличие колоний со всеми вытекающими.
Что до СССР, то поведение данного государства идет вразрез с тем, как ведут себя империи, отчего и не сторонник подхода объявлять его империей, и дело тут не в ретроградном обожании того государства, просто данный термин на поверку оказывается несостоятельным, что и попытался показать в тексте.
(без темы) - [info]maxim_akimov - 11 Мар, 2009 07:30 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 08:35 (UTC)
(без темы) - [info]maxim_akimov - 11 Мар, 2009 09:18 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 09:40 (UTC)
(без темы) - [info]maxim_akimov - 11 Мар, 2009 09:57 (UTC)
(без темы) - [info]ilyxa - 11 Мар, 2009 11:51 (UTC)
(без темы) - [info]maxim_akimov - 11 Мар, 2009 13:10 (UTC)
(без темы) - [info]ilyxa - 11 Мар, 2009 14:20 (UTC)
(без темы) - [info]ilyxa - 11 Мар, 2009 14:37 (UTC)
(без темы) - [info]maxim_akimov - 11 Мар, 2009 10:06 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 10:40 (UTC)
В дополнение - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 10:46 (UTC)
[info]maxim_akimov wrote:
10 Мар, 2009 15:50 (UTC)
А вот ещё мысль у меня возникла, не знаю уж насколько она в русле темы, но всё же:
Советское государство как прямой наследник Российского государства имел в своей основе четкий примат русского вектора. Существовало коренное славянское ядро, и развиваясь, оно вбирало в себя субъекты поддающиеся влиянию, однако развитие осуществлялось именно в рамках логического развития, как роста единого организма (что в общем-то характерно для настоящих империй (Персидской, Эллинской, Римской).
В то время как так называемые имприии Османов, Британцев, Французские империи, не говоря уж об проекте Карла Великого - есть иной вариант. Сами "нации" в последних примерах не являют собой логической общности и их происхождение двоично, троично или даже четвертично. Судите сами: взять скажем Британию, что есть её нация? Смесь кельтов, датских германцев (народов весьма различных и по сей день враждебных), третий компонент римский (незначительный в демографическом плане, но важный в цивилизационном). То есть ядра-то живой нации (по моему мнению) нет, есть конгломерат нескольких соревнующихся народностей.
То же самое французская нация (к которой у меня лично гораздо больше симпатий), но тем не менее, она есть сместь всё тех же кельтов, германцев (франков, баваров, норманнов, далее до кучи) римлян, разумеется. Это основные три компонента, но есть и баски и прочие. До сих пор галлисты спорят с остальными; и никак нельяз понять что же есть основа нации (а в прошлом двух империй).

Я ни в коем случае не стою за чистоту крови (да и с моей родословной смешно было бы это делать), но всё же русскость как кажется всё же есть основа этой "империи". Не считаю империей Российскую империю (в том разрезе и контексте о котором я говорил выше), однако считаю что имперская стадия пришла-таки в советское время и была логически обусловлена. В то время как не все нации дотянули до неё (Германия несколько раз замахивалась, да всякий раз гнильца подтачивала её, причем почти в самом начале стадии) Британия тоже не дотянула погрузившись в "средневековье" (когда пора было уже по-новому думать и действовать, а не рабов истязать), а Россия, как кажется, дотянула-таки до Эллады. Возможно! благодяря прямому и логическому вектору развития от самого князя Само (632 год) или хотя бы Ярослава Мудрого она была единым смыловым проектом, и ей не нужно было решать кто она - Галлия или Романия, Англия или Британо-Скотландия.
То есть, наверное она (Россия) как заявляла так и стала "Третьим Римом", (просто четвертому не бывать, вот и не можем найти эквивалентов для сравнения). Остальные же "империи", хотя и хотели ими быть, но не стали, приобретя отрицатльный спектр признаков и недобрав гуманитарных и философско-необъяснимых. Они только эфир засорили и слово запачкали.
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 06:18 (UTC)
Тут вот какой момент
Особенность России как империи состояла в концепции "Москва-третий Рим". И император тут - понятие во многом номинальное, по названию, чтобы подчеркнуть преемственность России в христианском мире от Византии - второго Рима (для большинства своих подданных он по-прежнему был царь-батюшка). Всё!
Колоний, которые грабили - у нас не было. Разве что можно припомнить ясак пушниной с коренных народов Сибири до ее освоения. Присоединенные провинции имели статус губерний со всеми правами, а Польша, после ее разделов, так и именовалось "Царство Польское", а было ещё и "Великое княжество Финляндское" - это не вполне колонии: тот же поляк мог без всяких проблем приехать в Москву или там жениться на русской. Обратные примеры, впорочем, тоже были - например знаменитая черта оседлости для еврейского населения РИ, да и то, как показывает нам история, непреодолимой она отнюдь не была. Для примера: попробуйте приехать в США на ПМЖ хотя бы из Англии для сравнения. В присоединенных провинциях насаждалась культура, причем очень аккуратно, развивалась инфраструктура и т.п. Следует ещё иметь в виду, что многие этносы входили в состав России добровольно с целью самосохранения от реальной внешней угрозы их уничтожения или полной ассимиляции (например - царство Картли-Кахетия, или ряд территорий в Средней Азии). Если судить по национальному составу Российской империи, СССР и остаткам России, то с этой задачей Россия в основном справлялась, а национальные проблемы остро возникли тогда, когда Россия из этих территорий уходила или ослабляла свое влияние там. Это про РИ.
СССР же вообще колоний не имел. Все эти дружественные режимы наоборот подпитывались из Москвы, потому были не колониями, а странами на содержании (однажды Хрущев в запале даже назвал болгар нахлебниками). Как не колония Япония под оккупацией США. Присоединенные же Туркестан, Прибалтика, части Западной Украины и Белоруссии полноценно содержались, и жили, как указано выше, едва ли не лучше всех в Союзе.
Меж тем соглашусь в том, что некий фактор, точнее - Идея, отождествляемая с нацией, имеет место быть, правда зачастую её носители имеют мало общего с тем народом, с которым они себя наиболее ассоциируют: мелкий корсиканский дворянин с фамилией Наполеоне стал французским императором, хотя по-французски говорил много хуже российского самодержца Александра I, что не помешало первому выступать во главе Великой армии, гасконец д"Артаньян - он такой же француз, как, скажем, татарин - русский, но при этом он всегда подчеркивал, что он - французский дворянин! Или французский же маршал Жиль де Рэ - сподвижник Жанны Девственницы, участник Столетней войны, прототип фольклорного персонажа "Синяя борода", - по рождению бретонец, но кто при этом скажет, что он не француз?
А как быть с теми французами, что с 17-м столетии пересекли океан, особсновались в Канаде, но англичанами при этом не стали, и называя себя канадцами, всячески подчеркивают своё французское происхождение? Таким образом с приведенной идеей о национальной доминанте империй соглашусь, но с известными оговорками.
Re: Тут вот какой момент - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 08:50 (UTC)
Re: Тут вот какой момент - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 08:26 (UTC)
Re: Тут вот какой момент - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 09:00 (UTC)
[info]sofie_buchkova wrote:
10 Мар, 2009 19:09 (UTC)
Для империи характерно наличие мощной национальной идеи (религии, идеологии), но никак не веротерпимость.
[info]uldorthecursed wrote:
11 Мар, 2009 00:21 (UTC)
Наличие национальной идеи характерно как раз для НАЦИОНАЛЬНОГО государства -- являющегося антагонистом империи.
(без темы) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 04:58 (UTC)
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 04:49 (UTC)
Разве? А приведенных примеров - не достаточно?:)
Но к сути: национальная идея в империях порою действительно присутствует, ну например национальной идеей Российской империи была Идея державности, выраженная формулой: "Москва - третий Рим", плюсом к ней знаменитая уваровская триада: "Православие, самодержавие, народность". Переход в православие поощрялся, а в ряде случаев, как например при занятии престола иноземцами, либо вступления в брак с наследниками престола - данное обстоятельство было явлением необходимым. Меж подобный прозелитизм массовым не был, иначе в РИ не осталось бы мусульман Поволжья, Кавказа и Закавказья, а также буддистов калмыцких степей. Ну и в завершение: главная идея империи - это стремление пусть не к глобализации, но к эйкуменизации, к стремлению охватить собою всю известные земли: для Рима таковой идеея являлось превращение Средиземного моря во "внутреннее озеро", в чем они преуспели, но на чем не остановились, - далее была колонизация Британский островов, для Китая - охватить "всё под небесами" (неслучайно при этом название этого государства - "Чжун го" - "Срединное государство", в смысле все остальные вокруг - лишь варварская периферия), а сами они именуют свою державу термином "Поднебесная". Для Российской империи - идея решить т.н. "Восточный вопрос" - получить в свое распоряжение Проливы, ну и т.д.
[info]rollog2 wrote:
10 Мар, 2009 22:11 (UTC)
Колонии и их грабеж как признак имперскости...
Ну, по сумме признаком и Российская Империя не была империей.
Хотя, конечно, все зависит от того, как определить.
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 05:01 (UTC)
Вот некоторые трактовки понятия: "Империя (от лат. imperium, букв. власть) — тип государства до появления национального государства". «Обширное государство, включившее в свой состав территории других народов и государств» - Большой юридический словарь. Многие империи, с целью сохранения своей территориальной целостности и единства, стремятся к нивелировке этнических и религиозных групп внутри государства, что нередко приводит к доминированию лишь одного этноса (титульная нация).
Поскольку все эти понятия описывают суть империи примерно так-же, как давали определение понятию "слон" три слепых мудреца - решил пойти через разбор элементов, составляющих суть империи. Насколько попытка оказалась успешной - судить Вам:) Кроме того несколько слов по поводу уже ответил в трэде предыдущим комментаторам.

(без темы) - [info]rollog2 - 11 Мар, 2009 05:31 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 06:21 (UTC)
(без темы) - [info]rollog2 - 11 Мар, 2009 06:43 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 09:03 (UTC)
[info]oboguev wrote:
11 Мар, 2009 01:14 (UTC)
Не вижу, зачем городить огород.

Империя -- это государственное образование, в котором этнотерриториальные единицы соединены под управлением власти их не представляющей.

Всякое недемократическое полиэтническое государство, полиэтничность которого носит этнотериториальный, а не диаспорический характер, является империей.

Равенство или неравенство статуса территорий при этом никакого значения не имеет. Субъектом власти в СССР являлся не русский народ, а коммунистическая номенклатура. СССР был не русской империей, а советской империей, империей коммунистической номенклатуры. Важно неравенство статуса не территорий между собой, а неравенство статуса населения территорий и режима.

Беря для иллюстрации литературный пример, характер империи Саурона определялся не равенством или неравенством гоблинов, орков и покоренных народов, а подчиненностью их всех деспотической власти Саурона.

Подобно этому и характер советской империи определялся подчиненностью населявших ее народов деспотической власти коммунистического режима.


Edited at 2009-03-11 01:15 (UTC)
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 07:21 (UTC)
Чать первая
Попробую ответить следующим образом:
"...в котором этнотерриториальные единицы соединены под управлением власти их не представляющей". Не вполне согласен: на уровне провинций (тех самых колоний) в империях чаще всего сохраняется прежний управленческий аппарат, хотя и с урезанными полномочиями: к примеру клан Абашидзе управлял Абхазией аж с 16-го века, пройдя период от османского владычества и Российскую империю, СССР, до нынешних времен. Подчинялся ли он (клан) центральной власти? Да. Был ли он фигурой декоративной? Нет.
"Всякое недемократическое полиэтническое государство, полиэтничность которого носит этнотериториальный, а не диаспорический характер, является империей". Совсем неправда: Рим начал свою политику аннексий ещё в республиканский период, - именно в ту эпоху было покончено и с Македонией и с Карфагеном, при этом в Риме верховная власть принадлежала Сенату, имелось разделение властей, т.е. с точки зрения государственного устройства Рим был вполне себе демократическим государством своего времени, де-факто же уже тогда был империей со всем набором характеристик, в т.ч. с грабежом колоний и прочими атрибутами. Проще говоря наличие в империи фигуры императора системообразующим признаком империи не является. Де-факто империей являются современные США, - можно наложить вышеприведенную кальку на их поведение в мире и помедитировать по поводу результата. Т.о. форма правления к сути империй отношение имеет весьма опосредованное, даже я бы сказал таковое, которым в рамках настоящей дискуссии можно пренебречь.
"Субъектом власти в СССР являлся не русский народ, а коммунистическая номенклатура. СССР был не русской империей, а советской империей, империей коммунистической номенклатуры". Не вполне соглашусь, поскольку коммунистическая номенклатура, как это и следует из ст.6 Конституции СССР (1977 г.), была ядром политической системы, осуществлявшей функции реального управления государством, в состав которого, как мы помним, входило более 100 наций и народностей. Можно смеяться, - но партийная система не была кастовой, приток "свежей" крови (в т.ч. в высшие эшелоны власти), вплоть до начала т.н. "Застоя", происходил например через систему Советов.
Продолжение - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 07:22 (UTC)
(без темы) - [info]oboguev - 11 Мар, 2009 22:12 (UTC)
О боги, боги мои... - [info]taiko2 - 12 Мар, 2009 09:08 (UTC)
Re: О боги, боги мои... - [info]taiko2 - 12 Мар, 2009 09:08 (UTC)
Re: О боги, боги мои... - [info]taiko2 - 12 Мар, 2009 09:09 (UTC)
Re: О боги, боги мои... - [info]taiko2 - 12 Мар, 2009 09:10 (UTC)
(без темы) - [info]oboguev - 12 Мар, 2009 22:22 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 13 Мар, 2009 13:57 (UTC)
(без темы) - [info]oboguev - 12 Мар, 2009 22:16 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 13 Мар, 2009 14:31 (UTC)
(без темы) - [info]oboguev - 12 Мар, 2009 22:21 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 13 Мар, 2009 14:47 (UTC)
[info]arifg wrote:
17 Мар, 2009 04:42 (UTC)
Чем, в таком случае, империя отличается от тирании?
(без темы) - [info]oboguev - 17 Мар, 2009 04:54 (UTC)
[info]alexx_70 wrote:
11 Мар, 2009 05:49 (UTC)
Ну, с возвращением, Тайко-сан:-)
Прочитал с удовольствием))) Отжигаем?))) Или это весна пришла?)))
Ассоциативно пришла мне в голову мысль. В последней "матрице" Нео приносит себя в жертву и мистер Смит с диким воплем прекращает свое существование. В чём смысл? США определили для себя СССР и ко. антиподом и занялись его разрушением. Идея сдержать распространение и уничтожить коммунизм - вот была нициональная идея США и ко. вокруг которой выстраивался вектор действий и которой прикрывались сугубо материальные интересы государства. СССР прекратил своё существование. Экспорт революции и распространение коммунизма перестали быть глобальной угрозой. Наружу вылезла вся поднаготная интересов и идей(хотя не была она и секретной, просто "борьба с коммунизмом" и "красная угроза" были ярче,повторюсь глобальнее и прочнее оседали в головах простых людей). И что? А теперь не с кем бороться и мы имеем все выше написанные рассуждения, как мне думается вызванные некоторой или просто ностальгией. Теперь и США треплют кризисы и запах распада ощущается всё сильнее и сильнее.
В оправдание своей внешней политики в виде военных вторжений Америка(США) приводила настолько нелепые доводы-причины, что с большим успехом можно саму Америку-истерику можно назвать "империей зла". С большой надеждой и желанием намереваю появление национальной идеи в России, идеи сильной захватывающей и в первую очередь духовной. Идеи военного характера привели нас к тому, что мы сейчас имеем.
Может тогда рассуждения об имперском статусе уже России будут не прошедшем времени?)))
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 06:34 (UTC)
Да, спасибо:)
СССР не существует уже более 15 лет, тем не менее очернить и оплевать его попытки не прекращаются. Цитата: "Через пятнадцать лет после 'официального провозглашения' кончины коммунизма его призрак снова бродит по Европе. В январе Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, осуждающую 'преступления тоталитарных коммунистических режимов', ставя их на одну доску с нацистами и сетуя, что в некоторых странах коммунистические партии все еще 'разрешены законом и активно действуют'. Автор резолюции, шведский парламентарий-консерватор Йоран Линдблад (Goran Lindblad) не намерен останавливаться на достигнутом. В ходе обсуждения резолюции требования о том, чтобы к антикоммунистической кампании подключилась Еврокомиссии - говорилось, в частности, о пересмотре содержания школьных учебников, праздничных дней и музейных экспозиций во всех странах континента - едва не набрали необходимых двух третей голосов. Вчера Линдблад выразил восторг в связи с принятием первого международного документа, осуждающего эту 'идеологию зла', и пообещал в ближайшие месяцы повторно внести свои далекоидущие предложения на рассмотрение Совета Европы". И далее: "Пожалуй, осуждение преступлений коммунистического строя Советом Европы было бы легче принять всерьез, если бы одновременно он счел нужным осудить и куда более кровавые злодеяния европейского колониализма - с которым было полностью покончено лишь в семидесятых годах 20 века. Именно эта система расистского деспотизма преобладала на земном шаре в сталинскую эпоху. Причем, если между коммунистической и фашистской идеологией трудно обнаружить даже малейшую связь, то колониализм и нацизм взаимосвязаны самым теснейшим образом. Понятия 'жизненное пространство' (lebensraum) и 'концентрационный лагерь' (konzentrationslager) впервые ввели в оборот немецкие колонизаторы в Германской Юго-Западной Африке (нынешней Намибии), виновные в геноциде против народов гереро и нама; именно они стали идейными вдохновителями, а порой и активными членами нацистской партии". Полный текст прочесть можно здесь: http://www.inosmi.ru/translation/225648.html
Что до современных США - да, по-сути это действительно империя, со всем набором элементов, описанных выше, так что особых иллюзий испытывать не стоит.
Про современную Россию как минимум спорно, уже хотя бы потому, что она давно уже ничего не создает, в т.ч. и в духовной сфере, - зато пичкает население бурдой, вроде "Ржев: неизвестная битва Георгия Жукова", "9 рота" и прочие "Сволочи", позиционируя эту муть как ультрареалистичный и суперисторический материал, а наши правители провозглашают курс на т.н. "общечеловеческие ценности", и демократизацию, за которыми всё больше проглядывают очертания Золотого тельца. Грустно и тошно, если честно.

Re: Да, спасибо:) - [info]alexx_70 - 11 Мар, 2009 11:25 (UTC)
Re: Да, спасибо:) - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 12:10 (UTC)
[info]paidiev wrote:
11 Мар, 2009 07:02 (UTC)
Сплошные передержки и подтасовки.
СССР по конституции был точной копией Священной Римской империи.
http://vz.ru/columns/2005/6/29/1227.html
Коммунизм был типичной религией. А то, что без бога, так и кнфуцианство без бога.
Ну и с чего Вы взяли, что русские были титульной нацией???? Их был много, они были культурны и их язык использовался как язык многоциональнго общения.
[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 07:37 (UTC)
Да ну?
Что ж... цифры интересные, но я приведу иные:
Национальный состав СССР по переписи 1989 г. (народы, численностью свыше 1 млн человек):
Всё население: 285 млн 742 тыс. 511 чел.
Русские — 145 млн 155 тыс. 489 чел. (50,8 %)
Украинцы — 44 млн 186 тыс. 006 чел. (15,46 %)
Узбеки — 16 млн 697 тыс. 825 чел. (5,84 %)
Белорусы — 10 млн 036 тыс. 251 чел. (3,51 %)
Казахи — 8 млн 135 тыс. 818 чел. (2,85 %)
Азербайджанцы — 6 млн 770 тыс. 403 чел. (2,37 %)
Татары — 6 млн 648 тыс. 760 чел. (2,33 %)
Армяне — 4 млн 623 тыс. 232 чел. (1,62 %)
Таджики — 4 млн 215 тыс. 372 чел. (1,48 %)
Грузины — 3 млн 981 тыс. 045 чел. (1,39 %)
Молдаване — 3 млн 352 тыс. 352 чел. (1,17 %)
Литовцы — 3 млн 067 тыс. 390 чел. (1,07 %)
Туркмены — 2 млн 728 тыс. 965 чел. (0,96 %)
Киргизы — 2 млн 528 тыс. 946 чел. (0,89 %)
Немцы — 2 млн 038 тыс. 603 чел. (0,71 %)
Чуваши — 1 млн 842 тыс. 347 чел. (0,64 %)
Латыши — 1 млн 458 тыс. 986 чел. (0,51 %)
Башкиры — 1 млн 449 тыс. 157 чел. (0,51 %)
Евреи — 1 млн 378 тыс. 344 чел. (0,48 %)
Мордва — 1 млн 153 тыс. 987 чел. (0,4 %)
Поляки — 1 млн 126 тыс. 334 чел. (0,39 %)
Эстонцы — 1 млн 026 тыс. 649 чел. (0,36 %)
Подробнее посмотреть можно здесь: http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php
Коммунизм религией не был, ибо религия - это не вера, а всего-лишь ее внешний атрибутив, типа обрядности, церкви, канона и т.д. Т.е. вера - это содержание, религия - форма. В коммунизме ничего подобного не было (пения Интернационала на ранних этапах существования СССР прошу сюда не относить - вопрос там был иной).
Про титульную нацию: термин условен, с учетом демографического фактора и т.н. "фактора влияния" скорее объявил бы русских этническим ядром Союза ССР.
Re: Да ну? - [info]ilyxa - 11 Мар, 2009 09:29 (UTC)
Re: Да ну? - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 09:53 (UTC)
Re: Да ну? - [info]ilyxa - 11 Мар, 2009 11:16 (UTC)
Re: Да ну? - [info]taiko2 - 11 Мар, 2009 11:54 (UTC)
Re: Да ну? - [info]ilyxa - 11 Мар, 2009 12:46 (UTC)
Re: Да ну? - [info]paidiev - 11 Мар, 2009 14:44 (UTC)
Re: Да ну? - [info]taiko2 - 12 Мар, 2009 04:49 (UTC)
Re: Да ну? - [info]paidiev - 12 Мар, 2009 16:42 (UTC)
Re: Да ну? - [info]xclass - 12 Мар, 2009 20:29 (UTC)
Re: Да ну? - [info]taiko2 - 13 Мар, 2009 13:37 (UTC)
Re: Да ну? - [info]paidiev - 13 Мар, 2009 15:45 (UTC)
[info]ilyxa wrote:
11 Мар, 2009 09:33 (UTC)
Довелось в империи родиться (с)
Вот интересное мнение на эту тему:
http://worldcrisis.ru/crisis/158034

[info]taiko2 wrote:
11 Мар, 2009 09:57 (UTC)
Re: Довелось в империи родиться (с)
За ссылку благодарю - интересно, хотя с автором и не вполне согласен
[info]smirnoff_v wrote:
12 Мар, 2009 08:57 (UTC)
Вот тут http://smirnoff-v.livejournal.com/51178.html я вам развернуто ответил.
[info]taiko2 wrote:
12 Мар, 2009 09:23 (UTC)
Большое спасибо за ссылку! *ушёл читать*
[info]sahonko wrote:
13 Мар, 2009 06:30 (UTC)
Близкие к Вашим рассуждения http://sahonko.livejournal.com/19246.html
[info]taiko2 wrote:
13 Мар, 2009 11:48 (UTC)
Большое спасибо. В качестве ответной любезности дам ссылку, в которой также расзвивается подобная идея http://sl-lopatnikov.livejournal.com/169053.html Критика моей работы и приведенного материала, здесь: http://smirnoff-v.livejournal.com/51178.html При наличии времени постараюсь ответить, прочесть в юбом случае рекомендую и то и другое.
(без темы) - [info]sahonko - 13 Мар, 2009 15:36 (UTC)
[info]ivan_sc wrote:
16 Мар, 2009 17:50 (UTC)
Всё исключительно верно!
Вообще "империя" сейчас (пока) оскорбительное слово. И бессмысленное. Типа "фашист".
Употребление этого слова для стран, не именующих (или не именовавших) себя империями - верный признак лжи и(или) скудоумия.
[info]taiko2 wrote:
17 Мар, 2009 04:46 (UTC)
И да и нет: вот тут http://sl-lopatnikov.livejournal.com/169053.html содержится критика моей работы, вывод которой прямо противоположен: СССР - классическая империя. Даже если подобно мне не согласны с данным тезисом, прочесть этот материал рекомендую в луюбом случае, тем более что подано всё весьма грамотно, что свящано прежде всего с великолепным знакомством его автора с "матчастью". Развернутый ответ на неё в настоящее время пишу, по его написанию непременно выложу его у себя.
(без темы) - [info]ivan_sc - 17 Мар, 2009 06:01 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 17 Мар, 2009 08:23 (UTC)
[info]arktal wrote:
16 Мар, 2009 18:48 (UTC)
Прочел с большим интересом, за что и спасибо. Что же касается главного тезиса: СССР - империя или нет, то, как говорил наш препод диамата, - "это метафизика", и я, пожалуй, соглашусь с этим. Как вы и сами прекрасно понимаете, не договорившись о том, ЧТО мы называем империей, трудно судить приведенные аргументы.

Кстати, не могли бы вы объяснить, зачем нужна эта классификация? Табличка "Империя" или "Неимперия" даст ответ на такой "недетский" вопрос: Советы - это хорошо, или это плохо?
[info]taiko2 wrote:
17 Мар, 2009 04:57 (UTC)
Спасибо:)
Выше в треде уже ответил предыдущему комментатору, при наличии интереса полюбопытствуйте и Вы. Что же касается заданного Вами вопроса насчет "хорошо или плохо", ответить я не могу, - и потому, что не хочу, и потому, что данная дилемма предполагает некую моральную составляющую, в то время как я ставил перед собою несколько иную задачу: подобрав набор характеристик, характерных для империй вообще, выяснить, насколько данный тезис применим к СССР. Результат перед Вами. Выбранная мною методика несовершенна, но имеющиеся определения термина "империя" и вовсе не дают ответа на главный вопрос, - что же это такое вообще, при желании можете убедиться в этом, набрав в "Яндекс-словари" слово "империя".
(без темы) - [info]arktal - 17 Мар, 2009 06:23 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 17 Мар, 2009 08:11 (UTC)
(без темы) - [info]arktal - 17 Мар, 2009 07:39 (UTC)
[info]dm_kalashnikov wrote:
18 Мар, 2009 05:35 (UTC)
Спасибо, прочёл с интересом, хоть ничего нового и не узнал. Стиль довольно приятный, да.
[info]mbpolyakov wrote:
21 Мар, 2009 11:44 (UTC)
Весьма интересный текст, спасибо, с удовольствием прочел. Действительно, если сравнивать по пунктам, то именно империей Советский Союз не был никогда, и куда больше это наименование подходит для США - во всяком случае ограбление колоний там присутствует. Вообще, очень порадовал тот подход, который Вы всегда используете в своих публикациях, а именно - работа с источниками, ссылки на литературу и т.д. Очень подкупает.
[info]taiko2 wrote:
22 Мар, 2009 08:40 (UTC)
Благодарю Вас. Вместе с тем (и это по ссылке указывал уже неоднократно), - критика моей работы (к слову сказать - весьма грамотная критика) представлена здесь: http://smirnoff-v.livejournal.com/51178.html
Для полноты картины весьма рекомендую прочесть и ее тоже.
Её автору уже я, в свою очередб, пишу развернутю критику, хотя признаться в силу рада причин, написание его движется весьма медленно. Меж тем мне уже сейчас понятно, что в итоге следует прийти к некоему синкретизму идей, проще говоря, - "и ты тоже прав, брат мой"(с) :)
[info]vanaka wrote:
25 Мар, 2009 19:26 (UTC)
Ваш критик, smirnoff-v, проявил недюжинную эрудицию и стройность изложения. Более того - он совершено прав. Удивлен только одним: в его изложении начисто отсутствует важная родовая черта империй: специфический источник власти.

В Риме в годы, когда шла мучительная трансформация республики в империю - целый век смут и гражданских войн - любой лидер, претендующий на долгосрочное главенство, должен был обладать армией, которая по совместительству была его "личной партией". Отношения солдат и полководца строились по схеме патроната-клиентелы, то есть при всей строгости единоначалия были патриархальными, полусемейными.
Собственно, "император" - это почетное звание, которое легионеры за заслуги давали своему победоносному полководцу.

Власть императора не имела к формализованной власти внутри гражданского общества совершенно никакого отношения. Ее источником были легионы или преторианская гвардия. Другое дело, что сенат спешил наделить такого императора всеми полномочиями, дававшими легитимную гражданскую власть, но, повторю, источником могущества была воля "личной партии" императора - армии.

Кстати, в России 18-19 веков этот принцип (даже невзирая на глухой феодализм и концепцию "помазанника Божия") соблюдался очень четко: не случайно императоры числились гвардейскими полковниками, и члены августейшей семьи были шефами расквартированных в столице полков. Тем-то и было опасно выступление 14 декабря: если армия не поддерживает императора, то какой это к ляху император?!

В СССР, как Вы помните, государственая власть тоже не была самостоятельной, исходящей от воли нации, но единственно производной от партийной власти: реальным лидером был не глава исполнительной власти, а генеральный секретарь ВКП(б)-КПСС. Этот принцип даже был закреплен конституционно. Нешуточную роль играл при этом "вооруженный отряд партии" - ЧК-НКВД-КГБ. Вспомните, что СССР распался именно тогда, когда прежний источник власти (КПСС) оказался напрочь дискредетирован в общественном сознании. Только появление в головах свежей для того времени идеи, что источником власти может быть народ, а субъекты политики могут равноправно конкурировать, сломало имперскую машину начисто.

Сейчас, кстати говоря, реальным источником власти в России является пресловутая "чекистская корпорация", выдвиженцы которой оказываются на всех ключевых постах. Это - верный шаг к реставрации империи, которая, впрочем, пока еще испорчена "вредными" идеями национального устройства республик. Если удастся преодолеть национализм регионов и если не случится революции, в ближайшем будущем увидим третье издание Российской империи.
[info]taiko2 wrote:
26 Мар, 2009 09:34 (UTC)
Спасибо за обстоятельный ответ, прочел его и с удовольствием и с интересом.
Если кратко и тезисно, то не согласен с автором в следующем:
- автор попросту выполняет некий временнОй срез, описывая то, что получилось в итоге, без учета динамики исторического процесса, - просто преподнося готовый феномен. Получается как в известном фильме: сперва герои целуются, потом делаем монтаж, а в следующем кадре у них появляется бэйби. Но ведь для превращения Рима в то, что описано у автора, понадобились века! В течение этого периода Рим прошел всё - и грабеж колоний и "разделяй и властвуй", при этом в этот самый период Рим, де-юре республиканский (комиции, Сенат и т.д), де-факто уже империя (в значении "крупное государство имеющее обширные колониальные владения"). К слову: демонтаж колониальной системы в XX столетии произошел тогда, когда отчетливо выяснилось, что доходы из колоний либо минимальны, либо вовсе не покрывают расходов, проще говоря колонии стали для метрополий балластом и/или тяжкой обузой, но что удивительно, - именно к этому времени правовой статус жителей колоний и метрополии во многом сровнялся (напр. французский Алжир и английская Сев.Ирландия).
- вывод: «Таким образом, найдена сущностная черта империи, и это именно равенство всех граждан по отношению к имперскому центру», в той же мере характеризует империи, как определение «двуногое, лишенное перьев» является сущностью понятия «человек», поскольку налицо подмена понятий, - ибо данная трактовка есть классическое определение унитарного государства, не более того.
- тезис "чтобы быть зороастрийцем надо родиться персом" попросту неверен, ибо зороастризм есть религия вполне себе прозелитическая, не признают возможность обращения в зороастризм неиранцев по рождению лишь парсийские дастуры в Индии (коих ничтожно мало), что официально осуждено как ересь, то, что прозелитизм зороастризма несколько ограничен по сравнению с т.н. мировыми религиями не делает зороастризм религией непрозелитической.
- к вопросу о религиозной терпимости римлян: а принятие в Риме культа малоазийской Кибелы, в целом нейтральное (до известных времен) отношение к культу Вакха, наделавшего в Риме столько шума, а отождествление многих богов римского пантеона с греческими богами. Победитель — Рим, разумеется, считал своих богов сильнее и могущественнее богов побежденных им народов, но и боги последних не были в глазах римлян лишены определенной мощи. Недаром при осаде неприятельского города римские военачальники стремились склонить на свою сторону покровительствовавших осажденному городу богов и после победы остерегались разрушать их храмы, боясь их мести - всё это само по себе не признак веротерпимости? И к слову: первые отголоски нетерпимости относятся лишь к IV в. н.э., когда началось преследование нехристианских, традиционных религий (Констанций II в 341 и в 346 годах принял законы, преследующие язычество), хотя западная часть империи в тот период едва ли что-либо слышала о христианстве. При императоре Констанции (337-361) христианство фактически стало государственной религией. Краткий период возврата к практике религиозной терпимости мы наблюдаем в Риме во времена Юлиана Отступника (361-363), позволившего развиваться и различным христианским течениям.
- «Империей по определению, империей как таковой была только одна, а именно римская… римская империя может быть образцом и критерием» - http://sl-lopatnikov.livejournal.com/169053.html?thread=8810077#t8810077. Тут не согласен по определению, ибо та же имприя Цинь (III в. до н.э.) демонстрирует нам весь набор того, что империя по мнению автора: и полная унификация всего и вся (даже длину оси у колесниц Цинь Шихуанди сделал единой для всей империи), и единый статус правинций по отншению к имперскому центру, и единый статус всех подданных по отношению к закону, - всё есть, но империей по мнению автора не является, - тянет либо на "политическую претензию", непонятно правда, в подражание чему, либо на условный перевод (а набор признаков тут, выходит, не указ).
(без темы) - [info]vanaka - 11 Апр, 2009 10:35 (UTC)
(без темы) - [info]taiko2 - 27 Апр, 2009 11:36 (UTC)
( 94 лясы заточено — Заточить лясу )